Передача государством контроля над содержанием жилых домов и их придомовых территорий на откуп разнообразных управляющих компаний, не могла оставить безучастными любителей легкой наживы путем обмана добровольных плательщиков. Ведь укоренившееся за десятилетия убеждение в том, что платить за квартиру нужно без задержек, а то может произойти её отчуждение или будет выписан судебный приказ, устраняет необходимость прикладывать усилия для завладения чужими средствами, которое можно выполнить просто, напечатав нужную сумму в платежной квитанции и бросив её в почтовый ящик.
Спецификой подобных противозаконных манипуляций является их видимая законность, добровольность выполнения платежей и, как следствие, сложность установления признаков преступления. Дело в том, что деньги могут похищаться опосредованно с использованием субподрядных фирм-однодневок, которые расформировываются по мере необходимости вместе с перечисленными средствами и невыполненными обязательствами.
В этом случае доказать умысел директора организации, перечислившей средства подставному подрядчику, достаточно сложно, так как для этого потребуется доказать не только личную связь контрагентов, но и наличие их предварительного сговора и информированность руководителя управляющей компанией об отсутствии у исполнителя работ по договору возможности и намерений его выполнить.
Большое количество плательщиков даже при небольших приписках может приносить значимый неправедный доход директору управляющей компании так как преступный умысел получается уловить только, когда жадность преобладает над осторожностью и хищения средств производятся сразу крупной суммой.
Условно типология понятия мошенничества в сфере ЖКХ может быть выполнена по нескольким признакам:
1. По субъекту мошеннических действий, которые могут осуществляться:
1.1. мошенничество руководством или персоналом управляющей компании;
1.2. сторонними лицами, не имеющими отношения к содержанию и обслуживания жилья;
По механизму обмана и введения в заблуждение, мошенничество в ЖКХ подразделяется на следующие виды:
1. приписки фактических затрат и/или содержания выполненных работ;
2. неисполнение, запланированных годовым планом, работ или их выполнение не в полном объеме, позволяющие достичь экономии;
3. манипуляции с приборами учета, в том числе присвоение разницы между учтенным и нормативным объемами поставленных энергоресурсов;
4. распространение фальшивых платежных документов с реквизитами злоумышленника;
5. использование поступивших платежей в собственных интересах, путем задержки оплаты услуг энергоснабжающей организации и открытия краткосрочного депозита;
6. банкротство или реорганизация после перераспределения денег по счетам подставных, одновременно прекращающих свое существование, фирм.
Наиболее распространенными способами присвоения денег собственников жилья, перечисляемых в качестве официальных платежей являются рассмотренные далее мошеннические схемы:
Завышение фактической стоимости выполненных работ и оказанных услуг является наиболее распространенным способом обмана контрагента не только в сфере ЖКХ, но и в любой другой отрасли. Подобное завышение нормальной величины расценок является, очень сложным (но возможным) для доказательства, мошенничеством, так как всегда может быть обосновано более высокой нормой прибыли или накладными расходами либо попросту забалтыванием и отписками.
Более прибыльным для нечистоплотных управляющих общедомовым имуществом является распределение средств, выделенных из федерального бюджета и некоммерческого фонда для проведения капитального ремонта. Материалы при этом используются самые дешевые и зачастую некачественные, а исполнителями работ являются нелегальные мигранты, к тому же часть сметных объемов не исполняется вовсе, по причине их скрытого характера и невозможности проверки.
«Сэкономленные» при такой организации ремонта фонды могут достигать 30-50% от сметной стоимости, которая помимо всего прочего будет завышена относительно средне-рыночного показателя.
Значимой строкой расхода любого семейного бюджета является текущее содержание жилья, направленное на поддержание исправного состояния оборудования, коммуникаций и строительных конструкций, в том числе уборку подъездов и придомовой территории, вывоз мусора (до 2019 г.). Платеж по данной строке определяется годовым планом работ, распределенным по месяцам и составляет в зависимости от района, от 700 рублей в месяц и выше. По закону такой план и стоимость должны быть утверждены на общем собрании собственников.
Простейший расчет показывает, что экономия в 100 рублей с квартиры в стандартной «хрущевке» с 90 квартирами, позволяет получить неучтенный доход в 9000 рублей, который увеличивается пропорционально количеству обслуживаемых объектов жилого фонда. И может превышать 100 тыс. рублей ежемесячно или 1 млн. рублей в год, что уже классифицируется как тяжкое преступление.
Нежелание управляющих компаний устанавливать домовые узлы учета тепловой энергии обоснованы не столько высокой стоимостью необходимого комплекта оборудования, которая превышает 100 тыс. рублей, сколько открывающимися для мошенничества возможностями. Так как многие собственники квартир делают ремонт, устанавливая пластиковые окна и монтируя алюминиевые радиаторы отопления, снижая тем самым потребление тепла, которое не учитывается в платежных документах, ведь норматив рассчитывается исходя из возраста, типа жилой постройки и минимально возможной температуры окружающей среды. В то же время показания магистральных счетчиков, по которым управляющая компания платит теплоснабжающей организации, снижаются, в результате чего образуется неучтенная разница, присваиваемая нечистоплотными управленцами.
Аналогичного эффекта можно достичь и в отношении поставки других энергоносителей, в качестве которых может выступать холодная и горячая вода, природный газ, электроэнергия. При этом обязательным условием для извлечения мошенниками прибыли является отсутствие внутриквартирных и/или общедомовых приборов учета соответствующего ресурса, а так же приборов учёта, именно для ресурсов потраченных на общедомовые нужды (ОДН и СОИ).
Отсутствие строгой отчетности перед плательщиками предоставляет возможность руководству управляющей компании инвестировать, полученные от жильцов платежи на небольшой период в 2 – 3 месяца, получив при этом 2 – 3 % от суммы, которая для той же «хрущевки» с 90 квартирами в отопительный сезон составит около 300 тыс. рублей, позволив достичь ежеквартального обогащения в 9000 рублей.
Помимо подделывания настоящих квитанций, существует практика изготовления схожих по форме и содержанию платежных документов, содержащих название лже-управляющей компании, её расчетный счет и наименование услуги, которая ассоциируется у потребителя с ЖКХ.
Несмотря на кажущуюся очевидность того, что оплачивать квитанции, отличающиеся от обычного перечня, не следует, всегда находятся законопослушные граждане, которые оплачивают все поступающие для оплаты счета. Имеются прецеденты подобных преступлений, принесших мошенникам не одну сотню тысяч дохода.
Судебная практика классифицирует мошенничество в области ЖКХ, как предпринимательскую деятельность с признаками умышленного неисполнения договора сторон, а значит подпадающую под действие статьи 159.4 УК РФ.
Если факт обмана квартиросъемщиков и собственников жилых помещений установлен до 12 июня 2018 года, то преступникам повезло так как они подлежат рассмотрению в контексте существующей редакции ст. 159.4, которая, в худшем случае, предусматривает заключение под стражу на срок до пяти лет с последующим двухлетним надзором со стороны полиции. Ущерб при этом должен превысить 6 млн. рублей, а срок давности составляет 6 лет.
Более позднее преступление будет рассмотрено под призмой ст. 159, которая позволяет суду назначить десятилетнее пребывание в местах лишения свободы за ущерб, превысивший 1 млн. рублей и срок давности определится 10 годами.
Все совпадения с реальными людьми и организациями случайны, а события вымышлены...
Комментариев: 0