ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 1997 г. N ЕВ-09-28/8933
О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО И МОРАЛЬНОГО УЩЕРБА
В СВЯЗИ С ЗАДЕРЖКОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
В связи с предъявлением пенсионерами исков к Пенсионному фонду Российской Федерации и к региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации о возмещении материального и морального ущерба, причиненного несвоевременной выплатой пенсий, Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
При подготовке правовой позиции при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации прежде всего следует исходить из того, что иск заявлен ненадлежащему ответчику, т.е. правовую позицию следует начинать с использования процессуальных норм.
Статьей 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлено, что пенсионное обеспечение осуществляется органами социального обеспечения. К числу органов социального обеспечения Пенсионный фонд Российской Федерации не относится, т.к. на основании пункта 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает сбор и аккумуляцию страховых взносов и осуществляет финансирование расходов на выплату пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. В частности, статьями 64 и 75 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" установлены полномочия районной и городской администрации по назначению и выплате пенсий пенсионерам. Указанные полномочия осуществляются органом социальной защиты районной (городской) администрации. Пенсионный фонд Российской Федерации в правоотношения по выплате пенсий с пенсионером не вступает. Средства на выплату пенсий направляются органам социальной защиты населения, которые осуществляют выплату пенсий непосредственно пенсионерам.
На основании изложенного Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения не могут быть привлечены в качестве ответчика по данному делу, являются ненадлежащими ответчиками и на основании статьи 36 Гражданского процессуального кодекса РСФСР должны быть признаны ненадлежащими ответчиками.
Исходя из изложенного, надлежащим ответчиком по данному делу должен быть районный (городской) орган социальной защиты, который осуществляет выплату пенсий в соответствии с действующими законами.
При этом региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации следует учитывать, что если истец не дает согласия на признание регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации ненадлежащим ответчиком, то суд оставляет региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в деле и привлекает второго ответчика.
Оставаясь в деле, Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения при дальнейшей защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации должны строить правовую позицию, руководствуясь нормами материального права.
Кроме того, при рассмотрении дела следует обратиться к суду о признании на основании части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РСФСР общеизвестным фактом неплатежи в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации считает, что факт неплатежей и задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации как со стороны плательщиков страховых взносов, так и со стороны федерального бюджета является общеизвестным, степень распространенности сведений в масштабах всей страны обеспечена как средствами массовой информации, так и федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами (данными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливались меры по нормализации расчетов плательщиков страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации, например, Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 189 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации"). Региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации должны доказать, что принимали все меры для погашения задолженности по финансированию выплаты пенсий перед органами социальной защиты.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлено равенство прав граждан перед законом. Взыскивая средства по решению районного народного суда в пользу одного пенсионера, тем самым нарушаются права других пенсионеров, которые финансируются из одного источника - бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, срок выплаты пенсий которым будет отодвинут, т.к. это с неизбежностью приведет к нарушению графика очередности выплат пенсий органами социальной защиты. Этой же позиции придерживается и Генеральная прокуратура Российской Федерации (письмо заместителя генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова от 16 мая 1997 г. N 8-2226-97).
Кроме того, действующим законодательством о государственном пенсионном страховании и обеспечении не предусмотрено норм, устанавливающих выплаты возмещения материального ущерба в связи с задержкой выплаты пенсий. Очень часто пенсионеры в обоснование своих требований ссылаются на статью 53 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Однако ссылки пенсионеров на статью 53 Конституции неосновательны, т.к. в ней речь идет о возмещении государством вреда гражданам, пострадавшим от незаконных действий (или бездействий) органов государственной власти. Пенсионный фонд Российской Федерации к органам государственной власти не относится, что подтверждается положениями Указов Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти", от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", от 14 августа 1997 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Исходя из изложенного следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации не может привлекаться в качестве надлежащего ответчика по искам, предъявляемым к государственным органам.
Суды общей юрисдикции при отказе в выплате сумм материального ущерба аргументируют свою позицию и тем, что не могут возлагать ответственность за задержку выплаты пенсии на Пенсионный фонд Российской Федерации, т.к. Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации предусмотрена "не выплата государственных пенсий", а "финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий".
При подготовке правовой позиции по вопросу возмещения морального ущерба, причиненного задержкой выплаты пенсий, следует руководствоваться письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 апреля 1996 г. N ЮЛ-09-11/2373-ИН "О возмещении морального вреда".
Заместитель Председателя
Правления
Е.Я.ВАСИЛЬЕВ
Приложение
ПРЕЗИДИУМ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 1997 года
Президиум Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Сайчука В.А.
членов президиума Зверевой Л.С., Друзя А.В., Гришковца А.П., Лойченко Л.В., Наумовой Т.И., Чубукова С.К.,
с участием и.о. прокурора края Ляхова Н.А.,
рассмотрел протест председателя Алтайского краевого суда на решение Рубцовского городского суда от 08.04.97 по иску Гразинского Владимира Григорьевича к отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, комитету по социальной защите населения администрации г. Рубцовска о взыскании пенсии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Рыжкова А.А., заключение и.о. прокурора края Ляхова Н.А. об отмене решения суда, президиум установил:
В октябре 1996 года Гразинский обратился в суд с иском к комитету по социальной защите населения администрации г. Рубцовска о взыскании задолженности по пенсии за август - октябрь 1996 года в сумме 756 тыс. руб. и компенсации морального вреда в размере 1 млн. руб. за каждый месяц задержки выплаты пенсии.
В заявлении указал, что ему назначена пенсия по инвалидности в размере 252 тыс. руб. Выплата пенсии постоянно задерживается, его обращения в комитет результатов не дают.
В процессе рассмотрения дела Гразинский с данным иском обратился к Пенсионному фонду.
Суд решением от 08.04.97 постановил взыскать с отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю в пользу Гразинского 757,533 руб. В возмещение морального вреда отказал.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, президиум находит, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Возложив ответственность за задержку выплаты пенсии Гразинскому на отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, суд со ссылкой на п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91), мотивировал это тем, что Пенсионный фонд обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных п. 6 Положения - выплату государственных пенсий. Поэтому, как указано в решении, суд находит возможным взыскать пенсию с Пенсионного фонда. С таким толкованием закона согласиться нельзя. Пунктом 6 вышеуказанного Положения предусмотрена не выплата государственных пенсий, как это указал суд, а направление средств Пенсионного фонда на выплату государственных пенсий и других платежей.
Согласно ст. 8 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда, образуемого за счет страховых взносов предприятий, организаций и
взносов других субъектов.
В соответствии со ст. 117 этого Закона пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социального обеспечения.
Согласно ст. ст. 64, 75 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РФ" от 06.07.91 (с изменениями и дополнениями) районные (городские) администрации (через соответствующие отделы (комитеты) назначают и выплачивают пенсии и пособия.
Поэтому суду необходимо было проверить правомерность привлечения к участию в деле в качестве надлежащего ответчика отделение Пенсионного фонда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РСФСР, президиум постановил:
Решение Рубцовского городского суда от 8 апреля 1997 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
В.А.САЙЧУК
Комментариев: 0